ФИЛОСОФИЯ



Полежаев Д.М. 

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЕВГЕНИКИ В XXI ВЕКЕ

В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с целым комплексом глобальных проблем. Особую остроту им придает их трудноразрешимость, а также жизненная важность. Арнольд Тойнби считал, что развитие цивилизаций идет по принципу "вызов-ответ”, когда внешние условия создают для человеческого сообщества некие кризисные по своему характеру условия, которые угрожают самому существованию данной цивилизации. Общество либо находит ответ на этот вызов либо нет – развитие или идет дальше или прекращается. Конечно, эта схема выглядит несколько упрощенно, но если мы проанализируем историю человечества, то увидим, что она состоит из множества узловых моментов, которые были различными по своему характеру для разных цивилизаций, но по сути своей были схожи – речь шла об их дальнейшем существовании. Помимо цивилизационных кризисов существовали и кризисы общечеловеческого масштаба. К числу таковых относится, например, переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Сегодня существует мнение, что современные глобальные проблемы как раз и являются такого рода вызовом, ответа на который пока нет.

Что же является корнем современных противоречий? Несомненно, что их генерирует сам человек, его деятельность. Таким образом, напрашивается вывод о том, что для того, чтобы решить существующие глобальные проблемы необходимо образно выражаясь решить проблему самого человека.

Остро стоит вопрос взаимоотношений общества с окружающей средой. Поднят он был давно, принималось немало усилий по его решению, но реальных сдвигов на данном направлении достичь так и не удалось, планета по-прежнему постепенно превращается в свалку, озоновый слой становится тоньше, глобальное потепление набирает силу. Кризис во взаимоотношениях человека и природы только набирает со временем силу. Непрерывное ухудшение среды обитания негативно сказывается на самом человеке, на состоянии его здоровья.

В то же время обостряются взаимоотношения между государствами. Едва закончилась "холодная война”, которая порой была близка к тому, чтобы превратиться в "горячую”, как возникла проблема мирового терроризма, мир снова раскалывается на блоки, то в одном, то в другом регионе вспыхивают конфликты. С той лишь разницей,  что сегодня гораздо большее количество стран обладает оружием массового уничтожения. Если раньше ядерное оружие находилось под контролем пяти государств, то сегодня их количество увеличилось вдвое и это далеко не предел.

По-прежнему не решена проблема нехватки продовольствия: слишком быстро растет население Земли, да и распределение продуктов питания имеет неравномерный характер.

Все эти группы вопросов распадаются на целый ряд мелких. Они тесным образом связаны между собой и решение одного невозможно без решения других.

В чем же причина всех этих бед? А причина кроется в самом человеке, который любит комфорт, изобилие и, несмотря на некоторый налет морали, по-прежнему сильно зависит от животных инстинктов и сильных эмоций. Как говорится таковы люди и их не изменить. Но вот здесь-то сегодня можно поспорить. Одним из достижений ушедшего XX века стало появление генной инженерии, которая может воистину сделать человека другим.

Безусловно, попытки преобразовать природу предпринимались давно. Для начала необходимо сказать, что еще на заре человечества активно работал естественный отбор, который беспощадно уничтожал в человеке все нежизнеспособное и развивал все необходимое. Уже во времена первобытного общества люди осознали, что кровнородственные браки плохо влияют на наследственность и их необходимо пресечь. В то же время изгонялись из общин и наказывались безбрачием носители каких-либо девиантных черт различного характера, нравственных или физических.

Теоретические основы данного вопроса были заложены в древнем мире. Платон, рисуя картину своего идеального государства – Атлантиды, говорил о том, что здесь наиболее выдающиеся люди должны оставлять больше потомства с целью сохранения необходимых стране качеств граждан.  

Однако, до поры до времени этот вопрос развивался слабо, что было связано с объективными условиями. Во-первых, техническая сторона проблемы тогда не позволяла реализовать на практике подобные теории, продолжение рода на тот момент возможно было лишь естественным путем и меры, подобные предложенным Платоном, затронули бы интересы конкретных людей, что могло привести к серьезным последствиям. В то же время существовали и ограничения религиозно-нравственного характера. Религия объявляла данную область прерогативой божественных сил, и вмешательство в нее человека было недопустимым. Представления о наследственности в тот период также были довольно туманными.

Пожалуй, единственным исключением стала древняя Спарта. Здесь были созданы все условия для того, чтобы выживали только сильнейшие. Начиналось все с того, что новорожденных осматривали не предмет наличия у них врожденных уродств и если таковые находились, ребенка безжалостно убивали. Вся жизнь спартанца представляла собой сплошную череду проверок на прочность. Семьи в Спарте заводили поздно и к этому времени все недостаточно крепкие погибали, а потомство, таким образом, оставляли самые приспособленные.

Впрочем, результаты такого рода селекции были довольно спорными, так как за довольно длительный период времени в Спарте не появилось какого-то нового типа людей, обладающего исключительными характеристиками. В то же время в Спарте большое распространение получили кровосмесительные браки, особенно среди знати. Величина спартанской общины была небольшой, что затрудняло приток свежей крови. Все это по идее также не способствовало получению первоклассного человеческого материала. Поздние браки и постоянная высокая смертность в результате войн и жизни, полной опасностей, в конечном счете, вкупе с целым рядом других причин привели спартанское государство к демографическому коллапсу.

Однако, время и научный прогресс не стояли на месте и в Новое время интерес к проблемам наследственности возрос. Человек много добился, но вместе с тем возросли и требования к нему, повысилась роль человеческого фактора. Первыми отставание человека от потребностей прогресса заметили философы. В то же время стало ясно, что создавая все новые более мощные механизмы и преобразуя окружающую среду сам человек не меняется ни в физическом, ни в нравственном отношении, то есть, конечно, развивается, как открыло учение Ч. Дарвина, но, по сравнению с техническим прогрессом, слишком медленно. Если техника за последние пару тысячелетий шагала гигантскими шагами, то для биологической эволюции прошел всего лишь миг. Возникает соблазн подтолкнуть, ускорить процесс эволюции.

Именно в XIX веке появляется термин "евгеника”. Слово это происходит от греческого eugenus, что в переводе означает благородный. Оно обозначает учение об условиях, при которых рожается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам и предотвращается рождение неудачного поколения. Таким образом, в самом понятии заключен определенный элемент относительности. В самом деле, как можно определить какие именно признаки являются удачными, а какие нет. Точка зрения на данный вопрос на протяжении человеческой истории неоднократно менялась, причем довольно сильно.

Евгеника связана с демографией и целым рядом понятий данной науки, в частности с понятием качества населения. Этот термин встречается еще в литературе XVIII века. Качество населения отражает его специфику, как относительно устойчивого целого. Оно может атрибутироваться быстротой адаптации населения к изменяющимся условиям жизни. К качественным относится широкий спектр характеристик: образовательный уровень, квалификационная структура, соотношение занятых умственным и физическим трудом, здоровье, продолжительность жизни, возрастно-половая структура и так далее, в зависимости от целей исследования [3. - C. 10]. Таким образом, данное понятие охватывает очень большой диапазон и, в том числе те показатели, которые важны для евгеники.

Косвенное содействие евгенике оказал Ф. Ницше со своей теорией сверхчеловека. Он провозгласил о возникновении в будущем качественно нового человека, который будет также сильно отличаться от современного, как тот от обезьяны. Справедливости ради необходимо сказать, что Ницше имел в виду в первую очередь интеллектуальное и нравственное развитие. Эта идея немецкого философа в недалеком будущем тесно сплелась с евгеникой.

В XX веке евгенические идеи получили практическое воплощение, в первую очередь в США и Германии. В первой трети двадцатого столетия в целом ряде штатов было принято законодательство о принудительной стерилизации по физическим и социальным признакам, таким как разного рода заболевания, асоциальное поведение. Правда, к концу 30-х годов данная программа была в основном свернута, но, тем не менее, нельзя не отметить факт ее существования.

Что касается Германии, то опыт этой страны известен куда больше. В 30-е годы, после прихода к власти нацистов начинает разворачиваться широкая программа, направленная на так называемое очищение германской нации. В основе этой идеи лежало представление об исключительности немецкого народа, его генофонда и неполноценности всех прочих. Согласно учению Гитлера необходимо было избежать смешения немцев с представителями других национальностей. Кроме того, следовало провести серьезный отбор и среди самих жителей Германии. Элитой и ядром новой нации должны были стать члены СС. Отбор в эти части был чрезвычайно строгим, кандидат в СС проходил серьезное обследование на предмет расовой полноценности, исследовалась его родословная. Жениться эсесовец мог также лишь на истинно арийской девушке, которая должна была пройти медицинскую комиссию и отчитаться о чистоте крови своих предков. Для того, чтобы увеличить число расово полноценных людей не только не возбранялось, но даже и поощрялось, когда члены СС заводили детей на стороне. С этой целью даже была проведена в жизнь так называемая программа Лебенсборн, когда специально отобранные девушки рожали детей от безупречных с точки зрения расовой чистоты мужчин. Таким образом, свое воплощение в Германии нашли идеи, высказанные в свое время самим Платоном.

Пожалуй, именно вследствие тех форм, которые евгеника приняла в нацистской Германии, она получила резко негативную окраску и, казалось, навсегда была сдана в архив истории. Кроме того, эффективность данного учения была подвергнута серьезным сомнениям. В Германии, как и в древней Спарте когда-то, не удалось вывести породу сверхлюдей, не произошло никакого эволюционного скачка. Хрестоматийным стал пример с психическими заболеваниями. Людей, страдающих этими недугами в Германии практически уничтожили, однако, через какое-то время их количество в этой стране снова оказалось на среднемировом уровне.

В середине и, особенно, во второй половине XX века перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, одной из которых являлось перенаселение. В качестве ее решения ряд радикально настроенных деятелей предлагали проводить политику стерилизации. Так, Дж. Хаксли считал, что данной процедуре необходимо подвергнуть больных диабетом, шизофренией, миопией, отстающих в интеллектуальном развитии [5].

Впрочем, все попытки улучшить природу человека не увенчались успехом. Выяснилось, что путем простейшей селекции сверхчеловека не создать, по-крайней мере в короткие сроки. Однако в XX веке появляется новое мощное оружие – генетика. Стало ясно, что именно гены, их комбинация определяет физическое и интеллектуальное развитие человека. Именно прогресс генетики вдохнул в евгенику новую жизнь.

Теоретические разработки перешли в практическую плоскость и в 70-е годы прошлого столетия появилась генная инженерия. Впервые заговорили о реальной возможности в недалеком будущем выращивать отдельные органы, и даже целые организмы. Выяснилось, что наследственные заболевания заключены в генной структуре и, проведя определенные мероприятия их можно удалить (пока, правда, это лишь теоретические выводы).

Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов, с помощью генетических и биохимических методов. Генная инженерия осуществляет свою деятельность на нескольких уровнях: прямое манипулирование рекомбинантным ДНК, включающем отдельные гены; манипулирование большими группами генов или целыми хромосомами; перенос всего или большей части генного материала от одной клетки к другой[2. - C. 80]. 

Что же представляет собой генная инженерия на сегодняшний день  чего она достигла? Еще в 1973 году ученые С. Коэн и Г. Бойер внедрили новый ген в бактерию кишечной палочки. В 80-е годы широкое распространение генная инженерия получила в медицине. В 1982 году был получен генно-инженерный инсулин, а к сегодняшнему дню число подобных препаратов перевалило за несколько сотен[7].

Широкое поле для применения разработок генной инженерии представляет собой сельское хозяйство.  Население нашей планеты постоянно растет, а возможности наращивания производства продовольствия экстенсивным путем исчерпаны, да и зависимость от капризов погоды сильно тяготит человечество.

К концу 1980-х удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов.

Еще одним направлением развития генной инженерии в данной области стала борьба с насекомыми-вредителями. В результате удалось получить растения, которые не так подвержены их губительным нападениям.

Все это конечно здорово, серьезно помогает в решении продовольственых проблем, помогает эффективно бороться с голодом, но здесь есть и очень спорные моменты. До сих пор неясно – как влияет употребление трансгенной пищи на человека. Срок изучения и наблюдения слишком мал, чтобы можно было делать какие-либо определенные выводы. Возможно, что никакого вреда нет, но не исключена вероятность и того, что он есть.

Подобные опасения отнюдь не являются пустыми стразами. Существуют конкретные примеры. Когда употребление в пищу трансгенных продуктов приносило ощутимый вред здоровью человека. Pioneer Hybrid International - крупнейшая в мире компания по выпуску семян, используя генную инженерию, вывела новый сорт сои, внедряя в нее ген бразильского ореха, с целью повышения содержания протеина в сое. Но вживленный компонент бразильского ореха в сое вызвал аллергическую реакцию у большинства потребителей, и тогда Pioneer свернул проект. А когда японская компания "Шова Денко" путем генной инженерии изменила структуру естественной бактерии для более эффективного производства пищевой добавки под названием "Триптофан", эти генетические манипуляции привели к тому, что эта бактерия, находясь в составе триптофана, стала производить высоко токсичное вещество, которое было обнаружено только после того, как продукт был выпущен на рынок в 1989 году. В результате 5000 человек заболело, 1500 стало пожизненными инвалидами, и 37 скончалось[6].

Сущность проблемы в том, что далеко не всегда можно предсказать каковы будут последствия вмешательства генной инженерии в природную структуру растений.

Еще одной серьезной проблемой является то, что трансгенные растения способны размножаться, скрещиваться с естественными, что и вовсе ведет к непредсказуемым последствиям. В частности  это может  привести к подавлению естественной флоры, не так хорошо приспособленной к условиям, как трансгенные растения.

В развитых странах Запада общественность относится к такого рода продукции с подозрением. На востоке отношение более лояльное, во многом вследствие того, что там проблема нехватки продовольствия стоит более остро. Впрочем, от выращивания трансгенных растений не отказываются ни там, ни там. 

Постоянно идут сообщения о том, что найдены гены, отвечающие за те или иные черты характера, пороки, достоинства. Трудно в полной мере не то что оценить, но даже осознать те возможности, которые уже открылись человеку или откроются в ближайшем будущем (учитывая все возрастающую скорость прогресса весьма недалеком). В рамках одной статьи их также невозможно охватить взглядом и, поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них.

На сегодняшний день наука обладает еще относительно скромными возможностями по перестройке человека. В 1990 году стартовала работа международной группы ученых по расшифровке генома человека. В общих чертах она была завершена в 2003 году[7]. Значимость данной работы трудно переоценить. Пожалуй, ее можно поставить в один ряд с полетом человека в космос и освоением космического пространства.

На сегодняшний день известно порядка 4000 наследственных заболеваний. Их практически невозможно вылечить, существует лишь возможность перевести более или менее приемлемую для осуществления нормальной жизнедеятельности стадию. Однако, расшифровка генома человека дает возможность определить гены, которые отвечают за те или иные патологии. Уже сегодня с помощью генной инженерии производится множество препаратов, без которых не только была бы невозможна нормальная жизнь многих людей, но без которых они бы просто погибли. Но это только первый шаг. Итогом станет возможность действительно вылечивать человека.

Возможность воспроизводить искусственно отдельные органы тела или даже их системы позволит продлить продолжительность жизни с перспективой полного бессмертия. А ведь это всегда было заветной мечтой человека. В своем стремлении к всемогуществу люди довольно неплохо научились справляться с пространством, но время пока не дается и вот появляется возможность победить его.

Однако, и здесь ученые спешат охладить пыл сторонников скорейшего внедрения достижений науки в жизнь. Проблемы все те же. Срок изучения пока невероятно мал и спрогнозировать к каким последствиям приведет то или иное вмешательство в организм человека не всегда возможно. Кроме того, никто не отменял влияния на здоровье человека таких факторов как окружающая среда, условия жизни, воздействие социума и так далее. Человек может быть предрасположен к возникновению каких-либо заболеваний, но, в зависимости, от всех прочих условий они или разовьются или нет. Сводить все к одной лишь наследственности неправильно (хотя порой такие попытки и делаются).

Впрочем, люди, как известно, любят заглядывать вперед и уже сегодня намечают новые направления  задачи для генной инженерии.   

Как известно, человек существо очень непрочное, что строение тела не лишено недостатков, что люди хотят обладать большей физической силой, выносливостью, иммунитетом к неблагоприятному воздействию внешней среды.

Уже сегодня немало говорится о том, что развитие техники обогнало развитие человека. Он получил в свое распоряжение такие силы, с которыми ему трудно справиться. Сложная техника создает опасность для возникновения серьезных техногенных катастроф, причиной которых может стать человеческий фактор. Помимо прочего сегодня есть возможность создавать все новые, более совершенные механизмы, но их действие будет тормозиться несовершенством самой природы человека, скоростью его реакции, длиной конечностей, остротой зрения. Быстротой мышления. Если раньше человек "поторапливал” развитие техники, то теперь имеет место обратный процесс.

Все это приводит к выводу о необходимости перестройки самой телесной основы человека. Это позволит людям действовать в новых для них условиях. Так, например, еще К. Э. Циолковский предполагал, что в будущем, когда человечество займется заселением других планет, неизбежно изменится его природа. Правда, остается открытым вопрос, сколько человеческого останется в человеке после такого рода преобразований, ведь определенный тип телесности является неотъемлемым признаком homo sapiens.

Возможно, что новое существо будет также отличаться от современных людей, как они сами от австралопитека. Немало говорилось в фантастике научной и не очень о появлении нового вида человечества, которое вступает в конфликт со своими эволюционными предшественниками. Прогресс науки может сделать эту невероятную историю реальностью уже в обозримом будущем.

Помимо перестройки тела человека возможной становиться и перекройка его морально-нравственного облика. Становится возможным устранение нежелательных черт характера, создание типа личности, лишенной слабостей.

Все вышеперечисленное на сегодняшний день выглядит утопично, но, в то же время, многое из того, что сейчас воспринимается, как обыденное явление сто лет назад казалось невероятным. Генная инженерия на сегодняшний день находится в двойственном положении: с одной стороны ее достижения чрезвычайно востребованы, с другой стороны есть осознание того, что человек играет с огнем и это может привести к непредсказуемым и катастрофическим последствиям. Наконец существуют соображения морального и нравственного плана.

Удастся ли удержать прогресс в жестких рамках, устанавливаемых современным обществом? Вряд ли такое возможно. Практика, которая, как известно, является главным критерием истины, показывает, что остановить или ограничить технический прогресс практически невозможно, тем более, когда он сулит приобретением человечеством таких благ. Несмотря на все запреты и санкции вмешательство в природу представляется неизбежным, все зависит лишь от того, в какой именно форме оно будет проходить. Понятие того, что для людей является вредным и лишним, а что полезным и необходимым очень условно и решать это опять-таки людям, которые в своих оценках будут исходить во многом из субъективных предпочтений.

Огромную роль в связи с развитием генной инженерии играет разработка вопросов морально-этического плана. Здесь существует множество аспектов. Расшифровка генома человека позволяет получить доскональную информацию, которая может быть использована как во благо ему, так и во вред. Кто будет ею распоряжаться? Кто будет решать, что в человеке прогрессивно и хорошо, а что плохо и не заслуживает существования? Серьезной проблемой здесь является то, что серьезным трансформациям может подвергнуться сама личность человека.  

Предположим, что прогресс генетики позволит действительно в недалеком будущем создавать людей с определенным набором моральных качеств. Какие качества мы отбросим? Как оценить те или иные качества человеческой личности? Подавляющее большинство человеческих качеств может служить и во благо и во зло. С другой стороны у человека и в самом деле есть определенные слабости, которые порой стоят очень дорого обществу, например алкоголизм. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос о влиянии прочих факторов, формирующих личность человека, в первую очередь социума. Человек рождается  с определенным набором задатков, но во что они разовьются - это зависит от целого комплекса факторов. Все это снова подводит нас к мысли о том, что в данном вопросе необходимо соблюдать большую осторожность и не рубить с плеча.

Большую роль в данной области играет позиция государства, которое по-прежнему является одной из важнейших сил общественной жизни. Еще свежи в памяти примеры. Когда тоталитарные государства пытались создавать неких стандартных людей, напоминающих автоматы, которые слепо исполняют приказы и действуют не рассуждая. А ведь генная инженерия дает в данной области несоизмеримо большие возможности.

И все же было бы огромной ошибкой однозначно относить генную инженерию только к источнику опасности, а евгенику объявлять вне закона. Существующие условия, предъявляют к человечеству ряд серьезных требований, на которые ему необходимо найти адекватный ответ и в качестве одной из форм данного ответа видятся как раз последние научные достижения.

 Все вышеперечисленное означает, что евгеника как учение об улучшение человечества, безусловно, не исчезнет, а, скорее всего, приобретет очень большое значение. Философия, обладающая мощным нравственным и гуманистическим потенциалом не должна остаться в стороне от обозначенной группы проблем, а активно участвовать в их обсуждении и решении.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.     Васильченко А. Секс в Третьем Рейхе. М., 2005.

2.     Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

3.     Демография.//Под ред. Д. И. Валентея. М., 1997.

4.     Философский энциклопедический словарь. М., 2004.

5.     Liebig G. "Ape Science”: A Multi-Pronged Darwinian Attack Against Man. http//www.larouchepud.com/eirtoc/confpres/2001/au…

6.     http://info-island.narod.ru/interes4.htm

7.     http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/38/36

 

 Из международного сборника научных трудов "Человек и общество на рубеже тысячелетий”/Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. XLV. – Воронеж, ВГПУ, 2009.