ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 


портал "Фундаментальная электронная библиотека. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР": http://feb-web.ru/


СЕДАЯ ДРЕВНОСТЬ

сайт АРХЕОЛОГИЯ.РУ: http://www.archaeology.ru/
здесь - издания журнала "Советская археология":http://www.archaeolog.ru/index.php?id=259
Древности Симбирского края: http://simbir-archeo.narod.ru/index.htm
Вологодское археологическое общество: http://www.vao2009.ru/index.html

статьи: 

Филатова В.Ф. Оленеостровский могильник в   системе мезолитических поселений Карелии.

Оленеостровский могильник до сих пор остается единственным погребальным комплексом эпохи мезолита на территории Карелии. Тематике этого памятника уделяли внимание многие исследователи, но, как правило, в отрыве от связанных с ним в пространстве и времени поселений — мест прижизненного обитания погребенных.
... Мезолитические комплексы Карелии действительно неоднородны в культурном плане. Но эта неоднородность проявляется отнюдь не в количественных соотношениях изделий из кварца, кремня и сланца, как полагал Г.А.Панкрушев. Анализ материалов показывает, что эти три вида сырья являются базовыми для всей территории, занимают в индустрии камня каждый свою нишу сообразно свойствам: сланец для макроформ главным образом из разряда деревообрабатывающих, кварц для обиходных массовых орудий, кремень преимущественно для требующих острого и прочного лезвия охотничьих инструментов. Полный набор необходимых для жизни орудий обеспечивался лишь совокупным их использованием. Различия в количестве и видовом составе указывают прежде всего на характер памятника, а также на его расположение относительно природных запасов сырья, но и при обилии кремня на поселениях юго-восточных районов макроформы изготавливались исключительно из сланца. Недостаток кремня в северной части компенсировался большими объемами кварца, однако для крупных орудий опять же предпочитался сланец. Очевидно, что культурные разграничители следует искать в каких-то иных, более глубинных сторонах материальной культуры.
Кроме того, процессы дегляциации происходили по разным схемам и неодновременно для отдельных частей Карелии. В силу этого раньше других доступными и благоприятными для человека стали Южное Прибеломорье и Онежско-Ладожский перешеек, несколько позднее Обонежье, тогда как срединные районы лишь с окончанием стадии сальпауселькя. Эти обстоятельства делают весьма проблематичным существование единой для всей территории культуры в пространственном плане и датировке позднеледниковьем.
Разнокультурные мезолитические комплексы, как показывают материалы, тесно увязываются с естественным образом ограниченными и экологически самодостаточными частями территории, а в конечном итоге — с заведомо раньше сложившимися и наиболее вероятными в качестве исходных (материнских) людскими сообществами в сопредельных областях. На этом основании можно предполагать существование отдельных самостоятельных культурных единиц, например, в Приладожье и Южном Прибеломорье, связанных своим происхождением в первом случае с южными (привалдайскими?), а во втором — с западными районами Архангельской области. К сожалению, эти местности обследованы в недостаточной степени, выявлены единичные памятники мезолита.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К настоящему времени в пределах Карелии достаточно уверенно намечается две культуры. Одна охватывала северные-северо-западные районы, представлена более чем 100 памятниками, примерно 20 исследовано на значительной площади. Самые ранние из них датируются временем около середины VI тыс. до н. э. По сумме показателей данную культуру можно понимать как отсегментовавшуюся часть населения Кольского региона, продвинувшегося на юг по морскому побережью и далее вглубь континента по озерно-речным магистралям до их верховий на Балтийско-Беломорском водоразделе.
Следующая культура выделена в бассейне Онежского озера. Ее характеризуют около 80 исследованных на участках от 100 до 300-500 м² поселений (всего известно более 300), на 15 из них выявлены остатки жилищ (более 30), хозяйственные объекты (кострища, каменные очаги и т.д.). Весьма представительны коллекции инвентаря всевозможных функций из многих видов горных пород и кости. На культурную однородность онежских комплексов указывают единство приемов в технике и технологии расщепления камня и изготовления орудий, строительстве жилых и прочих сооружений, идентичность их форм, интерьеров, традиций в размещении на площадках поселений. Едины типологические ряды ведущих форм орудий из камня соотношения основных видов изделий и базовых видов сырья и т.д..
В плане выяснения места в ряду мезолитических древностей Карелии Оленеостров-ский могильник как минимум должен быть увязан с наиболее приближенными в пространственном отношении выделенными культурными единицами. В полной мере этому отвечает онежская культура в бассейне Онежского озера. Поэтому многие аспекты его тематики, в том числе ареал обитания погребенных невозможно рассматривать вне контекста характерных для нее признаков.


статья полностью: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/292.html

Жилин М.Г. Результаты разведки на Подозёрском торфянике в 1992 году

По инициативе Плесского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника в 1992 г. автором била предпринята разведка памятников каменного века на Подозерском торфянике (Комсомольский радон Ивановской области)... Открытые памятники свидетельствуют о заселенности верховьев р. Лахость и берегов озера на месте Подозерского торфяника в глубокой древности. На очереди проведение стационарных раскопок поселений Становое I-IV и выявление новых памятников финального мезолита и раннего неолита.


Цыганкин Д.В. Мордовская архаическая лексика в топонимии Мордовской АССР

Известно, что в мордовских по происхождению топонимах массово повторяющимися топоформантами являются кужо, кужа, кужи, лей, нерь, мар, ур, шай, чей, помра, нал. Распространение топонимов с этими топоформантами на огромной территории Поволжья является свидетельством как былого, так и современного расселения в ней мордвы. Некоторые из этих топоформантов, как, например, лей, шай, чей — «осока, болото», эрьке – «озеро», являются не только составной частью топони­мов, но и активно употребляются как апеллятивы. Дру­гие же из них остались лишь фактами топонимии, полностью или частично десемантизированы, в живой речи эрзян и мокшан в качестве апеллятивов не употребляются или почти нс употребляются, Однако их широкое употребление в ка­честве топоформантов (кужо, кужа, кужи—«поляна», ур—«воз­вышенность», нерь—«мыс», нал—«выступ у реки», помра, пумра—«роща», ев, яв—«река») говорит о том, что они как апеллятивы в далеком прошлом были весьма активны в словарном составе мордовских языков. ...

взято вот отсюда: http://www.cigankin.ru/archives/183

РОССИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



книжки:
          
Ивик, Ключников                                                       Плетнёва
Хазары.                             Печенеги                       Половцы

полезные ссылки:
+ сайт "МИР РУССКОЙ ИКОНЫ"(неплохая подборка изображений): http://ru-icons.ru/
+ Дубов И.В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков// Вопросы истории - № 5 - 1990 - с. 15 - 27http://www.russiancity.ru/fbooks/f3.htm
+А. Н. Башенькин. Финны, угры, балты, славяне и скандинавы в Молого-Шекснинском междуречье  // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, 
сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 119-131.
+ сайт по истории Сибири:http://ostrog.ucoz.ru/
+ ПЕРВОПРОХОДЦЫ - сайт, посвящённый биографиям множества простых участников присоединения Сибири: http://discoverer.ucoz.ru/ 

+ Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы): http://www.muromarh.narod.ru/indexbook.html
   Уникальная монография Бейлекчи В.В. посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки.
 

фильмы:

              
                                      http://megogo.net/ru/view/21777-yaroslav-mudryy-seriya-1.html

    

статьи:

Марк Шахнович. Валунные лабиринты Заполярья или первые христиане на Крайнем Севере.

Научному изучению лабиринтов – уникальному типу наземных археологических памятников, находящихся на территории Русского Севера, или «российскому лабиринтоведению», уже почти 150 лет. За это время никаких существенных находок (кроме картирования новых объектов), позволяющих точно ответить на вопросы датирования и культурной принадлежности лабиринтов, не говоря об их функциональном назначении, сделано не было. Российские публикации по данной проблематике последних четырёх десятилетий дают или перечень гипотез, с большей или меньшей степенью убедительности, или предлагают новые версии (часто довольно оригинальные), также не подкреплённые конкретным археологическим материалом. 

взято отсюда:http://marksuk.narod.ru/biblio.html

Кирпичников А. Н. Старая Ладога в первые века русской истории: Некоторые итоги историко-археологического изучения

Ладога основана не позже 753 г. Эта дата установлена археологами и доказана результатом дендрохронологического анализа, осуществленного в Лаборатории дендрохронологии Института археологии РАН в Москве. С момента своего основания Ладога была общим центром славянских и финских племен в Нижнем Поволховье. В начальный период своего существования она являлась самым крупным городом-портом Северо-Западной Руси. Значение этого поселения увеличивалось благодаря тому, что оно располагалось на евразийских магистральных путях Запад — Восток (Носов 2000).
В 862 г. Ладога, как записано в «Повести временных лет», становится столичной резиденцией, престольным городом скандинавского пришельца Рюрика, возглавившего новоорганизованное русское единодержавное государство. В дальнейшем Ладога - фамильное владение князей Рюриковичей, порт, город и крепость Новгородской, а затем Московской Руси.
Наследие Старой Ладоги охватывает фундаментальные ценности русской и международной истории, оно представлено 160 памятниками археологии, истории и архитектуры, а также свидетельствами разнообразных письменных и графических источников. Сохранились планировка города, восходящая к X—XII вв., и исторический природный ландшафт. По наличию культурного слоя VIII—X вв. с хорошо сохранившимися остатками построек и находками, связанными с разными народами, Старая Ладога среди древнерусских городов не имеет себе равных. На так называемом Земляном городище в слоях VIII-ХV вв. Староладожская археологическая экспедиция ИИМК РАН ежегодно обнаруживает 200—500 индивидуальных находок, по своему происхождению интернациональных. Они представляют общеевропейский научный интерес, так как отражают во многом международную культуру средне¬векового города (Ладога 2002).
Дендродатированы строительные горизонты древнего поселения (от 6 до 11 на разных раскопах) в рамках VIII—X вв., при этом впервые выяснена рекордная по давности для древнерусских городов дата основания Ладоги, как упоминалось, не позже 753 г. 
... 

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова 


Рисунки-реконструкции Олега Федорова выделяются на фоне исторических работ других художников прежде всего за счет достоверности мельчайших деталей. Реконструкции Фёдорова основаны на актуальных археологических и научных данных, многие работы созданы для крупнейших музеев в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Подборка рисунков на тему древнерусского женского ювелирного головного убора дает нам возможность увидеть, как могли выглядеть наши пра-пра-(50 раз пра)-бабушки почти тысячу лет назад. 
Олег Владимирович Фёдоров родился в городе Омске в 1964 году. В 1988 году окончил Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии (ВГИК). Работал на киностудии им. Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. С начала 1990-х годов увлекся историей. Стал заниматься реконструкцией одежды, вооружения, быта русских и степных воинов средневековья (9-17века). С 1996 года работы Фёдорова стали публиковаться в различных журналах, научных и научно-популярных книгах российских и зарубежных издательств. В 1996 году участвовал с рисунками-реконструкциями в выставке «Из варяг в греки» Государственного Исторического музея (ГИМ). С этого времени стал постоянно сотрудничать с музейными и научными работниками, археологами, историками. Рисунки-реконструкции Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие работы были созданы в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Последние наиболее известные рисунки-реконструкции выполнены для новой экспозиции Государственного Военно-исторического музея-заповедника «Куликово поле», а также для отдела Охранных раскопок Института Археологии РАН и Ярославского музея-заповедника. Рисунки Олега Фёдорова хранятся во многих частных коллекциях России и зарубежья, находятся в экспозициях музеев России и Украины, часто используются для воссоздания древних костюмов участниками современных реконструкторских фестивалей, например исторического фестиваля «Первая Столица Руси» в Старой Ладоге.

статья полностью: http://www.kulturologia.ru/blogs/220912/17139/

Кирпичников А.Н.   Ладога и Ладожская земля в VIII-XIII вв. 

В последние годы исследователи приходят со все большее определенностью к заключению об особой исторической роли Ладоги в первые века русской истории. Развернуто об этом писал А. Н. Насонов. Он отнес Ладогу (а также и Псков) к той части Новгородской области, которая вплоть до середины XI в. складывалась самостоятельно.[1] Территория, на которую в древности распространялось влияние Ладоги, а не Новгорода, по мнению А. Н. Насонова, охватывала нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую Карелию, наконец, область Обонежского ряда.[2] Эти заключения автора оказались плодотворными и в какой-то мере нашли свое продолжение в науке. ...

статья полностью:http://www.russiancity.ru/dbooks/d14.htm


Два шлема из Днепропетровского музея. 
________________________________________

Осенью 1973 г. в Днепропетровский исторический музей поступили: серебряный сосуд, серебряная маска-личина, железный шлем, сабля, фрагменты серебряной обкладки ножен сабли, пластины от панциря, два железных наконечника стрел, фрагмент ножа. По сообщению В. М. Охотника, директора Васильковского народного музея, передавшего указанные предметы, они происходят из погребения, случайно разрушенного весной 1973 г. во время земляных работ па склоне балки, у северо-восточной окраины с. Манвеловки (Васильковский p-н Днепропетровской обл.). 
... Среди найденных вещей особое внимание обращают на себя предметы из серебра: сосуд и маска, находки по своему типу редкие, не характерные для Cpеднего Приднепровья. Круг аналогий для них находится далеко на северо-востоке, в районах Поволжья, Урала, Алтая, Южной Сибири.

статья полностью: http://south-rus.narod.ru/manvelovka.html


 Vladimir I. Zavyalov. THE BLACKSMITH’S CRAFT OF THE MEDIEVAL PERMIANS: ARCHAEOMETALLOGRAPHICAL INVESTIGATION

The history of Permian blacksmith’s craft was not the theme of special study until recently. The archaeological material gives an opportunity to carry out a wide-scale metallographic investigation.
The present paper is based on investigation of blacksmith’s production originating from the sites located in the Kama and Vyatka Rivers’ basins and dating from the Middle Ages. 
The performed investigations have shown that no significant changes in technical and technological appearance of the Permian blacksmith’s craft took place before the late 8th c. The data obtained by the author entirely correspond to the general trend of development of blacksmith’s technology characteristic of the forest zone of Eastern Europe from the first till the third quarters of the 1st millennium AD.