Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка специалистов-железнодорожников в Самарском техническом железнодорожном училище на рубеже 19-20 вв.

Зикеев В.А., Мочалов М.Ю.

Подготовка специалистов-железнодорожников в Самарском техническом железнодорожном училище на рубеже 19-20 вв.

       Самарское техническое железнодорожное училище, открывшее свои двери в 1879 г., все последующие годы оставалось кузницей кадров для железных дорог не только в Поволжье, но и в самых отдалённых частях Российской империи. В стенах его преподавались как предметы, обязательные для общего уровня образования (арифметика, геометрия, физика, механика, чистописание, начальное черчение, закон Божий), так и общепрофессиональные (телеграфия, землемерие, начальное основание строительного искусства), и специальные дисциплины (железнодорожное дело, практика телеграфирования, железнодорожное счетоводство, черчение частей паровоза и т.д.). Проводились также практические занятия по столярному ремеслу, слесарно-кузнечному ремеслу, плотничным работам, строительным работам, съёмке и нивелировке.
По окончании теоретического обучения студенты, желавшие получить аттестат, должны были пройти обязательную практику на железной дороге. Длительность её составляла не менее 2 лет. Однако зачастую, даже окончив практику, студент-железнодорожник оставался работать на месте её прохождения, либо в жизнь его вмешивались ещё какие-то обстоятельства, так что получение желанного аттестата откладывалось порой на целые года. Согласно записям книги аттестатов, вплоть до 8 лет. Некоторые аттестаты вручались спустя, например, 11 лет и даже более [1]!
За отмеченный период самарские студенты-практиканты побывали на 16 железных дорогах – от Сызранско-Вяземской и Балашово-Харьковской до
Забайкальской [1]. Основным местом прохождения практики была, конечно же, Самаро-Златоустовская железная дорога – службы пути, тяги и телеграфа [3:334]. До первой пол.1890-х. гг. практически каждый год принимала практикантов Оренбургская дорога. Бум железнодорожного строительства в Сибири также давал себя знать – ряд студентов самарского училища практиковались на Сибирской, Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах[1].

Таблица 1. Место прохождения практики

п/п
Железная дорогаОбщее количество обучавшихся,
проходивших практику
в период с 1882 по 1915 г.
(чел.)
1Самаро-Златоустовская167
2Златоуст-Челябинская1
3Сызранско-Вяземская1
4Рязанско-Казанская1
5Оренбургская (с 1893г. объединена с
Самаро-Златоустовской)
34
6Покровско-Уральская1
7Рязанско-Уральская1
8Пермь-Котласский подъездной путь1
9Сибирская1
10Западно-Сибирская9
11Средне-Сибирская7
12Забайкальская3
13Круго-Байкальская2
14Закаспийская военная1
15Закавказская1
16Балашово-Харьковская1
17Данные по железной дороге отсутствуют177


Как позволяют судить записи книги аттестатов за 1884-1887 гг., учащиеся на практике выполняли обязанности десятника по службе пути и зданий, конторщика дистанции и запасного дорожного мастера, станционного приказчика и помощника начальника станции, либо мастера слесарного цеха
вагонной мастерской, телеграфиста и второстепенного техника по службе телеграфа, либо занимались составлением смет и чертежей. Наиболее часто практикантам всё же выпадали обязанности помощника машиниста и слесаря общих мастерских.
По окончании практики студенту надлежало сдать серьёзный экзамен в присутствии представительной комиссии, возглавляли которую представители руководств железнодорожных служб (пути, тяги, телеграфа). Помимо них в комиссию входили начальник училища, инспектор училища, преподаватель спецпредметов. Результаты итогового испытания протоколировались.
Долгожданным результатом обучения становилось получение аттестата, дававшего право на профессиональную деятельность. Выпускник училища получал звание «техник для составления смет и чертежей по службе пути и зданий на железных дорогах», «вагонный мастер», «железнодорожный машинист», «телеграфный механик железных дорог», «начальник станции железных дорог».
За период с 1879 по 1915 гг. обучение в училище прошли 624 человека (все они получили свидетельство об его окончании). Из них аттестат, дававший право на профессиональную деятельность, получили лишь 237 человек (37,9% от количества свидетельств) [1; 2].

Библиографический список
1. Книга для записки аттестатовъ, выданныхъ ученикам Самарскаго Техническо-железнодорожнаго училища с 1884г. по 1916г.
2. Книга для записки свидетельствъ, выданныхъ ученикам Самарскаго Техническо-железнодорожнаго училища объ окончанiи курса училища. 1882г. по 1929г.
3. Зикеев В.А., Мочалов М.Ю. Студенты-железнодорожники в конце XIX-начале XX столетия (по архивным документам Самарского техникума железнодорожного транспорта)// Наука и образование транспорту: материалы V Международной научно-практической конференции. – Самара: СамГУПС, 2012. С.332-334.

   
Категория: Мои статьи | Добавил: mich13 (04.08.2013)
Просмотров: 1134 | Теги: Мочалов М.Ю., Мочалов Михаил, железнодорожный техникум, железные дороги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: