Главная » Статьи » Мои статьи

Зикеев В.А., Мочалов М.Ю. Самарский железнодорожный техникум в 1920-е годы
В предыдущих публикациях наше внимание было уделено дореволюционному этапу существования техникума [1]. В данной же статье остановимся на вопросах, связанных с 1920-ми годами - эпохой становления и укрепления советской власти, советского железнодорожного образования, эпохой, которая, к сожалению, во многом обделена источниковой базой. Отметим в данной связи, что большинство приведённой ниже информации, а это в основном мемуары выпускников техникума (справки-воспоминания к 100-летию техникума, автобиографии), нигде прежде не было опубликовано. 
Двадцатые годы действительно были непростыми – завершение Гражданской войны, голод в Поволжье. Как уже сказано, это отражается на скупости источников, имеющихся в нашем распоряжении, на их качестве и оставляет открытыми ряд вопросов. 
Первый вопрос: статус, название учебного учреждения. В 1919 г. Самарское техническое железнодорожное училище было переименовано в среднее техническое железнодорожное училище. В 1922 г. учреждение получило статус техникума и стало называться «Самарский железнодорожный техникум». В 1923 г. – новое переименование: «Самарский железнодорожный механический техникум». 1925-1928 гг. – профтехшкола фабрично-заводского ученичества – ФЗУ (затем в составе  учебного комбината). В 1930 г. профтехшкола реорганизована в техникум.
Уже на излёте 20-х, в 1929 году, на базе техникума был создан учебный комбинат под руководством В.А. Филатова (1929-1930-е). Учебный комбинат объединил в своих стенах дневной и вечерний техникумы, филиал заочного Московского института инженеров транспорта, на базе которого были открыты курсы повышения квалификации для руководящего состава железной дороги.
Другим вопросом, до сих пор актуальным, остаётся выяснение того, кто стоял во главе образовательного учреждения в первые годы советской власти. Полной лакуной в этом смысле остаются годы по середину 1920-х включительно. Как можно судить из ряда воспоминаний и косвенных источников, директором нашего образовательного учреждения в 1925-1928 гг. являлся П.И. Соколов (Соколов-Жуков?). В 1929 г. вновь образованный учебный комбинат возглавил выпускник 1924 года Филатов В.А.
Интересен и вопрос о том, каким образом советские реалии отражались на жизни учреждения. Очевидно, не все советские начинания и не сразу пробивали себе дорогу на самарской почве. Примером является становление комсомола в стенах нашего образовательного учреждения.  Вот красноречивые строки из воспоминаний Коннова К.М.: «Несмотря на то, что комсомольская организация в городе Самаре зародилась в 1919г., в жел.дор.техникуме такой организации не было, ни в 1920г., ни в 1921г». Инициаторами её стали упомянутый Коннов К.М. и будущий директор техникума Филатов. В те трудные годы голода и жёсткого давления на деревню далеко не все студенты горели желанием пополнить ряды комсомола. Удалось сагитировать лишь несколько человек. С середины 20-х при поддержке городских партийных органов комсомольская организация расширяется. В 1925г. из её рядов выходят 4 коммуниста. Уже в 1923 г. под руководством и при содействии профсоюзной организации дороги в техникуме была создана профсоюзная организация и избран её комитет.
Немногочисленные источники,  хранящиеся в музее техникума, всё же позволяют составить  представление и об учебном процессе в техникуме в двадцатые годы. Образовательное учреждение, продолжало готовить специалистов, так необходимых молодому государству Советов. 
В начале 20-х контингент оставался сравнительно небольшим: 110-120 человек. Сказывались недавняя война, голод и массовые болезни. При переходе к восстановлению народного хозяйства роль железнодорожного транспорта в России и СССР ещё более возросла: в 1921г. на его долю приходилось 70% всех перевозок [2: 125]. Увеличилась необходимость в железнодорожных кадрах. В конце 20-х общий контингент учащихся нашего учебного комбината на базе техникума составлял, очевидно, более 2000 человек. 
Помимо специальных дисциплин, таких как паровозы, вагоны, молодёжь осваивала математику, физику, черчение, производственное дело. Из автобиографической справки  Мурохтановой З.В. мы можем узнать и прочие интересные детали: «в жел.дор. техникуме … были кабинеты, оборудованные телеграфными аппаратами с помощью которых учились отправлять поезда из одного кабинета в другой. Бесплатно, в особо выделенных пассажирских вагонах нас возили на экскурсию в Москву, Ленинград для знакомства с учёбой в жел-дорож. институтах». 
В распоряжении учащихся было общежитие. Им также оказывалась социальная поддержка в форме стипендии, конкретные суммы которой доподлинно не известны. Однако, опять же, некоторые сведения  можно извлечь из воспоминаний.  К примеру, Клиничев С.Т. сообщает: «…учась с перебоями и работая на производстве, в 1925-м  году я поступил учиться в Куйбышевскую ж.д. Профтехшколу тяговой специальности. И как бывший производственник через райпрофсож ежемесячно стал получать стипендию в сумме 15 рублей».  
У учащихся находилось время и для творчества. По словам К.М. Коннова, «удалось создать небольшую самодеятельность. Особо себя в это время проявили хоровой и музыкальный кружки, к-рыми руководил любитель этого дела Володя Сидоров. Нам изредка удавалось проводить хорошо организованные молодёжные вечера. В общем зале мы своими силами соорудили подмостки, где выступала самодеятельность». 
Производственная практика,  как и в дореволюционные времена, оставалась неотъемлемым этапом учебного процесса. Как вспоминает В.Я. Зубов, «перед получением звания техника путей сообщения нужно было в должности пом.маш. паровоза «наездить» 12000 кил., что и было сделано на самом сложном участке профиля Самаро-Златоустовской жел.дор (Златоуст – Кропочево, Златоуст – Челябинск)». Практикант имел наставника, вёл журнал практики, получал официально заверенный отзыв с места работы.
Успешно завершив  практику и сдав квалификационные экзамены, учащийся получал право работать на железной дороге. Из автобиографической справки  Мурохтановой З.В.: «В 1927г. поступила учиться в Самарскую жел.дор. профшколу окончила в 1929г. В 1930 г. по окончании производств.практики меня назначили на должность запасного дежурного по станциям…». Некоторые решали получить высшее образование. Выпускники техникума успешно поступали в ведущие вузы СССР (например, институты Москвы и Ленинграда).
В заключение заметим, что тема железнодорожного образования в Самаре, хоть и не относящаяся к «белым пятнам», безусловно, раскрыта ещё далеко не полностью и таит в себе много интересного.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Зикеев В.А., Мочалов М.Ю. Подготовка специалистов-железнодорожников в Самарском техническом железнодорожном училище на рубеже 19-20 вв. // III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации». - Самара-Оренбург: СамГУПС, ОрИПС-филиал СамГУПС, 2012. – С. 278-280.


2.Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография/ В.В. Агафонов и др.; Под ред. В.В. Фортунатова. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 292 с.




Студенты техникума. Лето 1924г.

Практикантки во главе с ДСП ст.Батраки. 1929г.

Категория: Мои статьи | Добавил: mich13 (19.09.2013)
Просмотров: 556 | Теги: ФилатовВ.А., Мочалов М.Ю., Зикеев В.А., Самарский железнодорожный техникум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: